Даты, события, факты

Обнаружены следы доисторической пандемии коронавируса

Родиной опасной инфекции тогда была Восточная Азия.
Оказывается, у нынешнего COVID-19 имелся «прапрадедушка», который можно было бы обозначить, например, COVID-25000. Именно такой вывод напрашивается, исходя из информации, обнародованной группой американских и австралийских биологов. В результате проведенных исследований они выяснили, что еще около 25 тысяч лет назад земляне пережили эпидемию корнавируса, очень похожего на нынешний.
Свои выводы исследователи из США и Австралии опубликовали в тематической электронной библиотеке bioRxiv.
Ученые потратили немало времени на изучение ДНК людей, живших в разных регионах Земли в разное время, и их кропотливая работа была вознаграждена. По ее результатам выяснилось, что в этих молекулярных «цепочках» есть набор признаков, указывающих на то, что в далеком прошлом – от 25 до 5 тысяч лет назад, - человечество уже переживало нечто подобное нынешней глобальной эпидемической атаке, - эпидемию, вызванную возбудителем, очень похожим на тот, что провоцирует нынешний COVID-19.
«Мы проследили за эволюцией десятков генов, непосредственно связанных с реакцией организма человека на коронавирусы. Этот эволюционный анализ показал, что древние жители Восточной Азии начали контактировать с вирусами, похожими на SARS-CoV-2, уже примерно 25 тысяч лет назад», - пишут авторы статьи, рассказывающей об исследованиях.
Известно, что очень часто вирусные инфекции, подобные нынешней, передаются в человеческую популяцию в результате контактов с больными животными. Но насколько часто у «братьев наших меньших» возникают коронавирусы, способные заражать людей? Чтобы выяснить это, группа ученых во главе Дэвидом Энардом из университета штата Аризона приступила к работе. Биологи рассчитывали получить ответ на интересующий их вопрос, изучив то, как менялась структура нескольких десятков генов, связанных с работой иммунной защиты человека и проникновением SARS-CoV-2 и других коронавирусов в его организм.
Ученые проанализировали наборы мутаций в этих генах из ДНК людей, живших в различные эпохи. Сопоставление обнаруженных характерных мутационных признаков друг с другом позволило биологам определить, когда начали распространяться изменения в структуре ДНК, способствующие выживанию при заражении именно коронавирусами. Выяснилось, что подобные мутационные вариации начали впервые появляться среди древних жителей планеты около 25 тысяч лет назад. А примерно 5 тысяч лет назад такие вариации были уже широко распространены.
Очень важный для исследователей факт: изменения коснулись у наших предков в основном тех же генов, которые непосредственно связаны с реакцией организма на атаку нынешнего коронавируса. То есть в древних цепочках ДНК обнаружилась «зашифрованная» информация о противодействии организмов доисторических людей на поражение органов коронавирусной инфекцией. Значит человечеству пришлось подвергаться нашествию коронавирусной эпидемии, подобной нынешней «короне», еще в далеком прошлом.
Характерно, что специфические антикоронавирусные мутации были обнаружены учеными в ДНК древних людей, живших на территории современной Восточной Азии. А в геномах обитателей других зон Евразии, других континентов подобные адаптации были выявлены в незначительном количестве, или же они вовсе отсутствовали. Отсюда следует очевидный вывод: Восточная Азия на протяжении многих тысяч лет является «гнездом», из которого разлетаются по всему миру опасные коронавирусы.
К сожалению, узнав о той, случившейся 5-25 тысяч лет назад, эпидемии «прото-ковида», исследователи пока не обладают достаточной информацией, чтобы более точно назвать период, когда разгулялась на планете та доисторическая эпидемия. Точно так же не удается пока сделать хотя бы предварительные выводы о том, какие из живых существ, обитавших на Земле, наградили наших пращуров этой заразной болезнью.